Волонтерское движение – одно из составляющих фундаментальных институтов гражданского общества, активно развивающееся в последнее время и осуществляющее действие при условии целесообразности и согласованности с нравственным законом, очевидностью принятия на себя ведения добрых услуг по собственной инициативе, по представительству как институту гражданского права по двум видам: добровольное (договорное) и обязательное (законное) или посредничеству, вызванному потребностями гражданского оборота.
В 2015 году управление образования и науки Тамбовской области издало приказ под номером 1675 «Об организации волонтерского движения в системе образования Тамбовской области». Во исполнение этого приказа 5 октября 2015 года в МАОУ СОШ №30 был создан волонтерский отряд «Творцы добра».
В своей деятельности волонтерский (добровольческий) отряд руководствуется Конституцией Российской Федерации; законом РФ «Об образовании», иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, конвенцией по правам человека, конвенцией по правам ребенка, концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации; основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, постановлением администрации Тамбовской области №1386 от 26.11.2010г. «Об организации добровольческой деятельности в Тамбовской области», иными правовыми актами Тамбовской области, решениями Тамбовской областной Думы, Тамбовской городской Думы, комитета образования г. Тамбова, положением о волонтерском движении в системе образования Тамбовской области, Уставом школы, положением о волонтерском (добровольческом) отряде в МАОУ СОШ №30.
Цель отряда - развитие социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности, оказание посильной поддержки в решении актуальных проблем местного сообщества, помощи нуждающимся категориям населения.
Отряд поставил перед собой следующие задачи:
- популяризация идей волонтёрства (добровольчества) в школьной среде;
- осуществление рекламно-информационной деятельности, создание плакатов, брошюр, видеороликов и др.;
- развитие социальной системы, создание оптимальных условий для распространение волонтерского (добровольческого) движения и активизации участия учащихся в социально-значимых акциях и проектах;
- вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;
- участие в подготовке и проведении массовых культурно-досуговых, информационно-просветительских мероприятий;
- реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;
- налаживание сотрудничества с социальными партнерами для совместной социально-значимой деятельности;
- создание и использование межрегиональных связей с другими общественными (волонтерскими) организациями для совместной социально-значимой деятельности;
- участие в обучающих семинаров для участников волонтерского движения;
- воспитание активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
- сотрудничество с региональными школьными и студенческими волонтерскими центрами и отрядами для совместной социально-значимой деятельности;
- поддержка и реализация социальных инициатив школьников;
- подготовка и поддержка молодых лидеров;
- разработка, организация и проведение профилактических занятий, тренингов, массовых акций, трудовых десантов, выставок, соревнований, игр, концертов, праздников.
Работа волонтерского отряда выстраивается по следующим направлениям:
Культуротворческая, развивающая деятельность. Она сопровождает человека и в период его профессиональной адаптации, включения в систему общественного разделения труда, выполняет целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но и развитием ее творческих способностей. Приобретает особую актуальность на завершающем этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограничения, превратить свои творческие умения и навыки в средство социально-культурной самореабилитации. Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе. Репродуктивная деятельность в сфере культуры и искусства позволяет авторам использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для блага общества. Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.
Культуроохранная деятельность. Направлена на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие. Актуализация культуроохранного технологического комплекса обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная охранно-реставрационная служба по ряду причин не может в одиночку решить всех проблем регенерации культурно-исторической среды того или иного региона. Суть заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого возрастного, социального, профессионального, этнического культурного сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов. Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.
Рекреативная деятельность. Предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Она универсальна по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности. Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.
Информационно-просветительная и рекламная деятельность. Призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы по пропаганде той или иной сферы.
Природоориентированная деятельность. Реализация практических методов экологического образования предполагает создание эколого-ориентированной образовательной среды как совокупности условий, способствующих формированию у учащихся различных компонентов экологического сознания. При этом необходимым условием их формирования является включение учащихся в соответствующий вид деятельности. Такая деятельность может выступить основным (системообразующим) фактором экологического образования, которое позволит в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования экологического сознания.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОГО (ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО) ОТРЯДА
1. Никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца, добровольцы действуют только по доброй воле.
2. Труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу.
3. Добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу – принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и доведение до конца.
4. Добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех людей.
5. Добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности.
6. Добровольцы признают, что добровольческая деятельность способствует их личному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации.
7. Следуя в своей деятельности морально-этическим нормам, добровольцы, личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей.
Счастье – это жить, любить и помогать
14 апреля. Во время фестиваля «Пасхальный свет» в нашей школе учащиеся 6 В класса, как и другие ребята 1-6 классов и их родители, продавая различную выпечку, изготовленную своими руками, участвовали в сборе денег для больных детей, а также проводили для младших школьников мастер-классы по изготовлению бумажного зайчика, раскрашиванию пасхальных рисунков.
Подросткам важно понимать, что благотворительность – это душевная потребность людей, а не только собранные ими деньги. Не важно, сколько рублей они отдали на добрые дела, важнее то, что они внутренне понимают необходимость помощи тем, кто в ней нуждается. Большая река складывается из маленьких ручейков. Если богатый человек пожертвует 100 тысяч рублей, а 5 тысяч человек со средним или даже низким доходом пожертвуют по 100 рублей, то собранная ими, обычными людьми, сумма окажется гораздо больше.
Ученики 6 В класса собрали пусть не очень много – 650 рублей, но это и есть вклад каждого в общую широкую реку добра и милосердия.
Берегите планету!
Учащиеся 6 В класса приняли участие в экологическом квесте.
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
А. Смирнов.
Учащиеся класса создали свои правила поведения в природе :
Знай, люби и охраняй природу
1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.
2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.
3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.
4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.
Эко-жизнь
Русская пословица гласит: «Чисто не там, где много убирают, а там, где не мусорят». Волонтеры убеждены: если, следуя этой пословице, люди перестанут сорить, а организации, отвечающие за санитарное состояние улиц, будут лучше убирать, наш микрорайон «Пехотка» станет чище и красивее.