Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Материалы для родителей

Как мы относимся к идее интегрированного обучения

Как мы относимся к идее интегрированного обученияСовременная школа имеет дело с крайне разнородной массой учеников. В каждой школе можно найти учеников с разными степенями качества и количества интеллектуального развития: от высокого дарования до посредственности и умственно дефективного. За благополучие и достойную жизнь каждого, и в первую очередь тех, кто слаб и не может сам себе помочь, за создание условий для полноценной жизни тоже несёт ответственность школа. Просто в нашем обществе больше некому.

Когда в учительской семье А. родился долгожданный ребёнок радости не было предела. Но увы ... родился малыш инвалидом. Куда только не возили, кому только не показывали,  врачи были бессильны. А когда настала пора выходить маме на работу встала проблема, что делать с малышом, который плохо ходит, не разговаривает, не умеет общаться с чужими, не приобрёл навыков самообслуживания. К тому же в небольшом городке нет специализированного учреждения, нет специалистов, к кому можно было бы обратиться, нет денег на няню.

Общеизвестно, что воспитанные изолированно такие дети менее всего оказываются способны к объективной оценке окружающего мира и партнеров по общению среди здоровых. Чаще терпят неудачи, переживают стрессы. В результате возникают замкнутость и нежелание идти на контакты со здоровыми. С возрастом возможность усвоения социального опыта, связанные с развитием психики и даже интеллекта ограничивается.

Когда А. обратились к руководству школы с просьбой разрешить брать ребёнка с собой на работу,  им было разрешено.

Дети отнеслись к малышу сперва напряжённо, затем с любопытством, но очень скоро подружились и стали за ним присматривать, играть. Для нас было очень важно научить ребят с детства воспринимать мир реальным, где каждый человек, каким бы он ни был, - прежде всего личность. Воспитание милосердия, искренности, отзывчивости, ценности доброты важнее всех учебных планов.

В течении пяти лет малыш адаптировался в коллективе школы, обретает дар речи (словарный запас составил более 30 слов), вырабатывает навыки познавательной деятельности, самостоятельности и даже активности. Пытается петь, рисовать.

Мы понимали, что не все относятся положительно к тому, что рядом с ними находится ребёнок – инвалид. Отношение здоровых людей к инвалидам – важнейший социально – психологический факт интеграции.

В школе был проведён опрос среди учеников, учителей и родителей. Вы хотели бы, чтобы в вашем классе учился ребёнок – инвалид?

Из 120 учащихся ответили: «Да» - 100 уч-ся  - 83%. «Нет» - 20 уч-ся  - 17%.

Мы всё знаем, что жизнь, для некоторых очень трудна. И не всем удаётся прожить её хорошо. Я буду за то, чтобы в наш класс приняли учащегося – инвалида. Я думаю, что и мой класс не будет против. Мы не знаем, что случится с нами завтра. Сегодня инвалид – он, а завтра он будет одним из нас. И поэтому мы должны уважать инвалидов и поддержать по мере возможности морально и материально.
Ученик. 8 «Б» класс.

Да. Я хочу чтобы ребёнок инвалид учился в нашей СШ №2. Мы его всему научим. Никогда не будем обижать сами и другим не дадим. ПРИХОДИ СМЕЛО.
Ученик. 6 класс.

Я не против, чтобы в моём классе учился инвалид. Ведь независимо, инвалид он или нет, главное, что у него в душе.
Ученик 10 класс.

Было опрошено 90 родителей. «Да» - 60 родителей – 67%. «Нет» - 30 родителей – 33%.

Да, дети – инвалиды такие же, как и другие дети. Им тоже требуется общение с нормальными детьми, а также образование. Их нельзя считать хуже, чем других людей. Из нас никто от этого не застрахован.    Родитель.
Мне бы очень хотелось, чтобы все дети рождались здоровыми и не было бы детей инвалидов. Но если ребёнок – инвалид имеет возможность ходить в школу и учиться, то пусть учится. Ведь инвалидность не означает, что ребёнок должен быть изгоем. Он такой же полноправный человек.
Родитель.

Было опрошено 25 учителей, из них ответили: «Да» - 10 учителей – 40%. «Нет» - 15 учителей – 60%.

Ребёнок – инвалид тоже должен получить образование, если он не умственно отсталый. В 7 классе не должно быть таких детей, т.к. и здоровым детям хватает насмешек от своих одноклассников. Они временами очень жестокие – это дети образа жизни настоящего времени, живут по принципу «Сильный выживает, слабому нет места среди нас»!

Скачать презентацию «Cоздание модели инклюзивного образования в типовой базовой школе»

Памятка родителям

Памятка родителямМожет ли ребенок-инвалид учиться в общеобразовательной школе?

Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании».  Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.

 Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.

Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида - документ, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от 29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого.

Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Если даже это заключение является положительным, то без согласия родителей никто не вправе сделать этого и родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу, а органы управления образования ОБЯЗАНЫ предоставить ребенку-инвалиду образование в той форме, на которой настаивают родители, что и оговаривается в законе Российской Федерации «Об образовании».

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» вступает в прямое противоречие с этим законом и в настоящее время подобную отметку ставить запрещено и родители могут требовать принять ребенка с особыми потребностями в ближайшую общеобразовательную школу. Комиссия может дать рекомендации по проведению реабилитационных работ, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка, но не лишить его права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Действия комиссии можно обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не давать заключение об «обучаемости» или «необучаемости» ребенка, а разработать рекомендации для того, чтобы ребенок стал даже с их точки зрения «обучаем», в чем, по большому счету, и заключаются их профессиональные обязанности, а заключение «не обучаем» является признаком некомпетентности, профессиональной непригодности и несоответствия занимаемой должности членов комиссии.